Гражданская авиация России восстанавливает объемы перевозок

Гражданская авиация России начинает быстро оживать после самого серьезного падения объема перевозок, вызванного пандемией коронавируса. Данные систем бронирования свидетельствуют, что уже во второй половине июля внутренние авиаперевозки даже превысили докризисный уровень. Однако полное восстановление отрасли зависит от сроков открытия международных границ и ситуации с распространением корнавирусной инфекции в нашей стране и в мире.

После провальных апреля и мая, когда из-за карантинных ограничений как внутри России, так и за рубежом объем перевозок российских авиакомпаний обвалился более чем на 90%, ситуация начала меняться в лучшую сторону.

Постепенный выход из карантина российских регионов способствовал восстановлению внутренних авиаперевозок. По данным Росавиации, уже в июне количество пассажиров, перевезенных на внутренних рейсах, составил 40% от уровня прошлого года. Для сравнения: в апреле и мае этот показатель был на уровне 13,0 и 15,5% соответственно.

По предварительным данным ведомства, в июле российские перевозчики обслужили 6,72 млн пасс., что составляет почти половину по сравнению с объемами за аналогичный период прошлого года. Эту информацию подтверждает и компания «Сирена-Трэвел» — крупнейший российский поставщик информационных технологий для предприятий авиационной отрасли.

В компании рассказали ATO.ru, что в третьей декаде июля общие объемы бронирований в системе "Сирена-Трэвел" на регулярные рейсы составили 89% от прошлогодних. Эту отечественную систему сейчас используют свыше 500 агентств в России, странах СНГ и за рубежом для бронирования и продажи авиационных билетов более чем 170 авиакомпаний.

При этом объемы бронирований на внутрироссийские рейсы даже выросли на 9% от уровня прошлого года. Онлайн-продажи билетов на внутренние авиаперевозки в этот период подскочили на 22%, а на чартеры — на 62%.

Пассажиры летят на юг

В компании рост продаж на внутренние рейсы связывают прежде всего с высоким летним сезоном, когда при закрытых международных перелетах россиянам остается выбирать для отдыха местные курорты. "В лидерах, как и в прошлом году, преобладают южные курортные направления", — отметил представитель "Сирена-Трэвел". С начала июня наибольшее число бронирований в системе компании пришлось на такие курортные направления, как Симферополь, Анапа, Минеральные Воды и Сочи.

Читайте также  Технологии прогнозирования износа авиашин упростят планирование их замены

Оба главных курортных аэропорта России — Симферополь и Сочи — показали в июле рост пассажиропотока по сравнению с прошлым летом, обслужив 915 тыс. и 965 тыс. чел. соответственно. Количество пассажиров, прошедших через главные воздушные ворота Крыма возросло на 5,5%, а количество регулярных рейсов — на 11%. Пассажиропоток аэропорта Сочи в июле увеличился почти на 13%, а количество обслуженных рейсов — на 10%.

В аэропорту отметили, что в прошлом месяце были побиты рекорды по количеству обслуженных пассажиров в сутки, поставленные во время проведения Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу 2018 г. С 19 июля каждое воскресенье аэропорт обслуживал более 40 тыс. чел. на прилет и на вылет, в то время как максимальное количество пассажиров в сутки во время чемпионата мира по футболу составляло 37 тыс. чел.

В Симферополе абсолютный рекорд суточного трафика для этого месяца зафиксировали 25 июля. В этот день аэропорт обслужил 39,8 тыс. пасс. А новый суточный рекорд за всю историю крымского аэропорта был установлен 15 августа, когда через аэропорт прошло 44,8 тыс. пасс.

Когда важен внутренний рынок

В лучшем положении сейчас оказались те авиакомпании, кто создал развитую сеть внутренних рейсов. С апреля крупнейшим авиаперевозчиком страны стала S7, у которой есть мощный хаб в Новосибирске. Уже в июне она смогла восстановить перевозки на 50%, а в июле — на 90%.

По словам главы "Аэрофлота" Виталия Савельева, эта группа также наращивает объем внутренних полетов. "Сейчас у нас в сутки порядка 400 рейсов — это примерно половина от того, что мы делали в прошлом году в это время", — рассказал он в недавнем интервью телеканалу "Россия 24".

В июле объем перевозок материнской авиакомпании, которая традиционно фокусировалась на международных полетах, составил около 30% от прошлогоднего. Лучше чувствуют себя ее «дочки», больше работающие на внутренний рынок. Объем перевозок "России" восстановился наполовину. А лоукостер "Победа", который полностью прекратил полеты в апреле и мае, смог в июле перевезти на 1,6% пассажиров больше, чем годом ранее.

Читайте также  "МАУтехник" первым на Украине получил сертификат EASA Part 145

«Победа» впервые стала второй крупнейшей авиакомпанией страны по количеству пассажиров после S7. "Аэрофлот" спустился на третье место, "Россия" стала четвертой. Пятерку замкнули "Уральские авиалинии", которые перевезли в июле на 41% пассажиров меньше, чем годом ранее.

Прогнозы на будущее

Основной вопрос, который сейчас волнует авиатранспортную отрасль страны, как быстро сможет восстановиться объем авиаперевозок. Очевидно, что основным препятствием для этого остаются карантинные ограничения. Можно ожидать, что после их снятия спрос на перелеты быстро восстановится. Это подтверждают в "Сирена-Трэвел", где обращают внимание, что глубина бронирований практически не изменилась и по характеру соответствует глубине аналогичного периода прошлого года.

В компании отмечают, что каждую декаду отставание от прошлого года по объемам бронирований сокращается примерно на 10%. "Но основная причина восстановления бронирований — это снятие ограничений на посещение тех или иных регионов", — подчеркнул представитель "Сирена-Трэвел".

Очередной позитивный сдвиг произошел в начале августа, когда российские власти разрешили международное авиасообщение с тремя странами: Турцией, Великобританией и Танзанией. С 14 августа возобновилось авиасообщение со Швейцарией. На первом этапе международные рейсы были доступны только из Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. С 20 августа к городам вылета добавились Казань, Калининград и Новосибирск.

Первая из перечисленных стран особенно важна, так как многие годы является крупнейшим международным направлением для российских авиакомпаний. В 2019 г. отечественные компании перевезли на турецких направлениях регулярными и чартерными рейсами 11,8 млн пасс., что составило 9% всего пассажиропотока гражданской авиации России.

Прямые перелеты на популярные у россиян турецкие курорты: Анталья, Бодрум и Даламан — открылись с 10 августа. Регулярные и чартерные полеты в Турцию планировали начать «Аэрофлот», «Победа» S7, «Уральские авиалинии», Royal Flight, «Северный ветер», Azur Air, «Россия» и IFly.

Читайте также  Rolls-Royce продаст активы

Дальнейшее открытие международных направлений, которые традиционно прибыльнее внутренних перевозок, будет иметь ключевое значение для российских авиакомпаний. Им предстоит пережить непростой низкий зимний сезон. Финансовая поддержка пострадавших от кризиса перевозчиков со стороны правительства ограничена в объемах. А на значительные государственные инвестиции может рассчитывать только группа "Аэрофлот".

По оценке Савельева, внутренние авиаперевозки могут восстановиться к концу этого года, а международные — к лету следующего при условии снятия карантинных ограничений. "Все будет зависеть от ситуации с распространением коронавируса в регионах у нас в стране и в других странах, а также от открытия границ", — соглашается с ним представитель "Сирена-Трэвел".