Гражданская авиация: путь к восстановлению

Любой созидательный процесс гораздо легче остановить, чем запустить. Особенно если речь идет об отраслях с непрерывным циклом производства, к каким, без сомнения, относится и гражданская авиация. Из-за пандемии COVID-19 отрасль воздушного транспорта столкнулась с беспрецедентной ситуацией: в отличие от обычных экономических кризисов, когда перевозки сокращаются в силу естественного падения спроса, на этот раз воздушное сообщение оказалось принудительно остановлено практически во всем мире. Международные перевозки прекратились практически полностью, внутренние подверглись серьезным ограничениям.

Сейчас отрасль начинает восстановление как будто с чистого листа, но не совсем — все компании и предприятия понесли и продолжают нести чудовищные убытки, они отягощены грузом долгов и избыточным парком ВС, международные перевозки все еще в значительной степени ограниченны, а спрос сохранился из-за снижения платежеспособности и роста недоверия пассажиров.

Что сейчас происходит и что делать в сложившейся ситуации? Именно об этом шла речь на онлайн-конференции "Перезапуск воздушного транспорта", организованной компанией ATO Events 16 июля 2020 г. Партнерами конференции выступили компании Embraer и "Роснефть Аэро". Конференция проходила в формате интервью и панельных дискуссий, в которых участвовали представители 10 зарубежных и 12 российских компаний и организаций, в том числе заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров, консультант по управлению Munich Airport International Херберт Кеффель, региональный директор Sabre по России и СНГ Ричард Кастл, директор по авиационным сервисам и развитию бизнеса международного аэропорта Риги Лиене Фрейвалде.

Как отметил вице-президент по управлению сетью и парком авиакомпании "ЮТэйр" Дмитрий Белоконь, опыт авиакомпаний показывает, что в июне–июле рынок внутреннего сообщения восстанавливается по самому оптимистичному сценарию. "При условии сохранения сниженного по отношению к 2019 г. уровня цен на билеты, который мы сейчас наблюдаем, в 2021 г. пассажиропоток вернется к предкризисному уровню, — уверен Дмитрий Белоконь, — но маржинальность авиакомпаний будет при этом глубоко в минусе".

Читайте также  IATA опасается, что ее прогноз восстановления рынка авиаперевозок был слишком оптимистичным

"Спрос на отдых очень велик; в условиях закрытых границ это приводит в росту стоимости отдыха, — сказал руководитель управления отдела авиации TUI Russia & CIS Игорь Тарасюк. — Переизбыток предложения авиаперевозчиков вынуждает их снижать тарифы, но нехватка гостиничного номерного фонда позволяет отелям взвинчивать цены". По его мнению, если границы откроют в ближайшее время, то по итогам года туристический поток загрузит авиакомпании примерно на 40% от уровня прошлого года.

По словам директора по производству международного аэропорта Внуково Дмитрия Хартуняна, опыт восстановления полетов показал, что аэропорт Внуково не столкнется с необходимостью ограничивать свою пропускную способность из-за требований обеспечения санитарной безопасности. "У нас достаточно большие площади, производственные возможности также не будут сдерживать потоки, по крайней мере в ближайшем будущем", — считает Дмитрий Хартунян.

Как отметил в своем выступлении Павел Скутели, менеджер по маркетингу по работе с авиакомпаниями региона Европы, Ближнего Востока и Африки компании Embraer, в течение почти десятилетия, с 2010 по 2019 г., рынок региональных перевозок России и СНГ характеризовался ежегодными темпами роста на 8–10% и был наиболее быстрорастущим рынком в мире. Кризис прервал благоприятную тенденцию. Восстановление во всех регионах идет по-разному, но общей тенденцией пока является востребованность самолетов меньшей размерности, которые позволяют более гибко адаптироваться к текущим запросам рынка. Об этом свидетельствуют опережающие темпы восстановления в тех регионах, где есть существенный внутренний рынок и возможности для применения самолетов-кроссоверов, занимающих промежуточную нишу между региональными и среднемагистральными машинами. Так, в мае 2020 г. доля рейсов на самолетах-кроссоверах в авиакомпаниях KLM, "Белавиа", S7 Airlines, Lufthansa и Finnair выросла по сравнению с маем 2019 г. на 10–30 процентных пунктов и составила, в зависимости от авиакомпании, 35–85% от всех выполняемых ею полетов. А по состоянию на последнюю неделю июня сокращение числа рейсов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило в Китае 21%, в России и СНГ — 41%, в США — 57%, Тогда как в ОАЭ и Евросоюзе спад сохранялся на уровне 77%. "Новое поколение высокотехнологичных кроссоверов позволит авиакомпаниям легче преодолеть последствия кризиса и уверенно входить в будущее", — считает Павел Скутели.

Читайте также  Увеличение пассажиропотока на 35% зафиксировал аэропорт Сочи в августе

О преимуществах внедрения современных технологий, позволяющих снизить издержки, рассказал в своем выступлении Олег Лисовский, начальник отдела автоматизации и метрологии компании "Роснефть Аэро". По его словам, несмотря на все сложности авиационная отрасль продолжает развиваться, и существенную роль в этом играет автоматизация производственных процессов. При этом начальник отдела по управлению качеством авиаГСМ и обеспечению безопасности полетов компании "Роснефть Аэро" Анна Козырева подчеркнула важность поддержания и развития системы контроля качества авиационного топлива, а также необходимость скорейшего принятия новых ФАП по авиатопливообеспечению. С ней согласились и участники конференции: в ходе проведенного онлайн-опроса свыше 84% проголосовавших высказались за необходимость совершенствования нормативной базы, регулирующей качество авиатоплива.

Необходимо подчеркнуть очень высокий профессиональный уровень участников конференции. В качестве делегатов зарегистрировались 450 чел., из них 29% составили представители практически всех российских авиакомпаний, в частности "Аэрофлота", S7 Airlines, "ЮТэйр" и "Якутии"; среди иностранных гостей присутствовали, в частности, Air Astana, аirBaltic, Ellinair, Etihad Airways, Georgian Airways, Japan Air Lines, Lufthansa, Qatar Airways и Singapore Airlines. Свыше 13% составили представители аэропортов и их управляющих компаний, в том числе Шереметьево, Домодедово, Внуково, Анапа, Бегишево, Воронеж, Калининград, Красноярск, Минеральные Воды, Нальчик, Новосибирск, Сочи, Ульяновск, "Базэл Аэро", "Аэропорты регионов", а также Баку, Братислава, Минск, Рига, Харьков.

Представители тревел-индустрии составили 11% участников, еще 8% делегатов было от высокотехнологичных компаний, в том числе Sabre, SITA, Vallair, "Сирена", ТКП, "Мегафон". Также среди участников конференции можно выделить представителей отрасли авиатопливообеспечения (6%) и отрасли технического обслуживания ВС (5%). Суммарно около 22% набрали представители банков и лизинговых компаний, вузов и консалтинговых фирм, производителей авиатехники, а также органов государственной власти и отраслевых ассоциаций. На долю СМИ и PR пришлось 7% участников.

Читайте также  "МАУтехник" первым на Украине получил сертификат EASA Part 145

Формат онлайн-конференции в сочетании с глубоким опытом и широкой базой контактов ATO Events позволил собрать исключительно представительный и высококвалифицированный состав как выступающих на конференции, так и их слушателей.

Нет сомнений в том, что проведение онлайн-конференций продолжится и после снятия ограничений, вызванных пандемией. Приглашаем всех участвовать. Восстановление отрасли обещает быть тяжелым и продолжительным. В таких условиях особенно важна совместная экспертиза и обмен лучшими практиками.