Норвежская низкотарифная авиакомпания Norwegian Air Shuttle заявила, что предоставленного ей кредита под госгарантии недостаточно для преодоления продолжающегося кризиса, вызванного пандемией COVID-19, и предупредила о высоком риске банкротства.
Заявление сопровождает отчет о финансовых результатах первого полугодия 2020 г.: авиакомпания понесла убытки в размере 5,3 млрд крон (595 млн долл.) на фоне сокращения пассажиропотока на 71%.
"Мы благодарны за предоставленный нам правительством Норвегии кредит под госгарантии, получение которого далось нам с большим трудом, — отметил президент Norwegian Якоб Шрам. — Однако учитывая существующие рыночные условия, этого недостаточно, чтобы продержаться в течение длительного спада".
Дальнемагистральный перевозчик, работающий по модели лоукоста, заявил, что в первой половине 2021 г. потребуется дополнительный оборотный капитал, чтобы покрыть все расходы за предстоящий год. Авиакомпания рассчитывает получить дополнительное финансирование из новых источников: дополнительного частного размещения акций, пересмотра бизнес-плана и масштабирования операционной деятельности, а также продажи и рефинансирования активов и т. д.
"Хотя руководство компании верит, что есть обоснованные возможности успешного разрешения потенциальных дефолтов и получения оборотных средств, существует и высокий риск того, что компания объявит финансовую несостоятельность и начнет процедуру банкротства, если среди прочего ей не удастся достичь договоренностей с кредиторами или восстановить нормальную операционную деятельность", — говорится в заявлении.
В апреле, после выполнения требований по реструктуризации, включающих и замену долговых обязательств акционерным капиталом, в результате которой большая часть акций авиакомпании перешла в собственность лизингодателей, Norwegian получила доступ к антикризисному финансированию.
В тот момент Norwegian заявила, что пакет, состоящий из госгарантий по займу на сумму 3 млрд крон и из займов на сумму 300 млн крон от коммерческих банков, должен покрыть потребность в ликвидных средствах до конца 2020 г.
"По нашему мнению, выживание [авиакомпании] в 2021 г. остается под вопросом, — пишет аналитик агентства Bernstein Даниэль Руска. — Обеспечение большего количества денежных ресурсов должно стать задачей номер один".
Руска также отмечает, что сокращение парка теперь будет стоить авиакомпании значительных усилий. "Поскольку сейчас лизингодатели составляют крупнейший блок акционеров, Norwegian оказалась в ситуации избыточных провозных мощностей, в которых нет необходимости, включая 37 дальнемагистральных самолетов, спрос на которые будет в ближайшее время держаться на очень низком уровне, — пишет аналитик. — В то время как для других авиакомпаний сокращение парка и сбрасывание активов являются ключевыми мерами в стратегии выживания, для Norwegian эти пути оказались практически отрезанными".
Еще до того как пандемия COVID-19 "приземлила" авиатранспортную отрасль, Norwegian испытывала существенное финансовое давление. Агрессивное развитие, в том числе крупные заказы на авиатехнику и экстенсивное расширение маршрутной сети, истощили запасы ликвидности. Перевозчику удалось достичь некоторого прогресса на пути возвращения прибыльности посредством сокращения расходов, продажи активов, выпуска облигаций и реструктуризации заказов. Также компания пересмотрела маршрутную сеть с позиций рентабельности, а не широты охвата. В целом Norwegian рассчитывала закончить 2020 г. с прибылью. Однако ограничения на путешествия и рухнувший спрос на авиаперевозки вынудили авиакомпанию остановить эксплуатацию 140 самолетов и сократить порядка 8 тыс. сотрудников. В пик кризиса выполняли полеты 7–8 ВС на региональных маршрутах.
Авиакомпания отменила заказ на 97 самолетов Boeing в июне. С 1 июля возобновились полеты по 76 маршрутам, в строй вернулись 15 самолетов. Снова появились планы возобновления трансатлантического сообщения в декабре. В сентябре активный парк должен вырасти до 25 ВС, сообщили в компании.
Пассажиропоток в первом полугодии 2020 г. составил 5,3 млн пасс., на 72% ниже, чем 18,1 млн пасс. за тот же период прошлого года. Коэффициент занятости кресел снизился на 6,5 п. п., до 78,2%. На показатели повлияло требование норвежского правительства обеспечить пустое среднее кресло в ряду в II квартале текущего года.