Цифровизация полета: как меняется авиатопливный бизнес

"Умная заправка" воздушных судов, работа с искусственным интеллектом и XML-стандарты обмена данными – инновационные проекты, кардинально меняющие отечественный авиационный и авиатопливный бизнес. Одним из лидеров этого процесса является "Газпромнефть-Аэро". О том, как происходит цифровая революция и где искусственный интеллект уже помогает человеку, рассказывает аналитик компании Алена Данильченко.

Технология "умных заправок"

С Аленой Данильченко мы встречаемся в офисе "Газпромнефть-Аэро" в Петербурге. Накануне эксперт вернулась из Мурманска, где буквально "прожила" две недели на топливозаправочном комплексе "Газпромнефть-Аэро" в крупнейшем аэропорту за полярным кругом. Вместе с командой предприятия и партнерами Алена тестировала один из новых цифровых продуктов компании.

"Мой профиль – внедрение цифровых технологий в области коммерческого учета, – рассказывает Алена. – Это развитие и доработка уже реализованных проектов и поддержка пользователей. Среди примеров – платформа 1С, электронный документооборот, который мы несколько лет назад успешно внедрили в работе с авиакомпаниями-клиентами. Но самое интересное – новые проекты, которые мы только создаем с нуля и запускаем в опытно-промышленную эксплуатацию. Мне очень близка по духу стратегия нашей компании – стать к 2030 году технологическим лидером, бенчмарком на международном авиатопливном рынке. Для этого мы должны быть первопроходцами, создавать и внедрять продукты, о которых другие только задумываются".

Проектные команды "Газпромнефть-Аэро" сегодня работают сразу над несколькими разработками в области цифровых технологий и автоматизации производственных процессов. Одна из них – высокотехнологичная и современная даже по мировым меркам комплексная программа "Аэродромная логистика". Ее отдельные элементы уже введены в промышленную эксплуатацию – например, система управления заправкой воздушных судов (СУЗВС) в Шереметьево и ряде других аэропортов, включая Мурманск.

Через новую цифровую систему воздушных судов водитель аэродромного топливозаправщика получает задание на обслуживание рейса, а оператор ТЗК может отслеживать и подтверждать все операции – от налива топлива из резервуара и начала движения топливозаправщика по перрону до окончания заправки. В прошлое уходит заполнение бланков вручную, готовый расходный ордер печатается автоматически на принтере в кабине топливозаправщика. Таким образом, система страхует от ошибок, связанных с человеческим фактором, при заполнении первичной документации после заправки.

Есть и другие проекты, которые только проходят опытно-промышленную эксплуатацию, например, в части применения искусственного интеллекта для распределения топливозаправочных машин на ТЗК, исходя из расписания рейсов и запрашиваемых объемов топлива на основе математических моделей.

"Мы снижаем операционные затраты и повышаем точность учета – больше не нужно вручную заполнять под крылом бумажные расходные документы, особенно на морозе или под дождем, затем "перебивать" их в компьютер. Все необходимые данные уже находятся в системе, к моменту окончания заправки нужно только поставить подпись. И это лишь начало в развитии глобальной цифровой реальности, к которой мы стремимся", – восхищается Алена. – Когда ты смотришь на это, просто захватывает дух! Я принимала активное участие в разработке сообщений, которыми обменивается машина и наша система по стандартам XML Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. Это документы, которые мы отдаем в СУЗВС и получаем обратно, в результате чего распечатывается и расходный ордер. За две недели, которые я провела в Мурманске, я не раз лично слышала от пилотов: "Что, нам больше не нужно ничего и заполнять руками? Все заполняется, заправляется и печатается само? Вот это да! Это и есть моя работа!"

Читайте также  Регистрация и новые даты форума Digital Aviation and Travel Forum

Международный диалог

Развитие международного бизнеса, сотрудничество с ведущими нефтяными компаниями и авиатопливными операторами на национальных рынках – один из стратегических приоритетов для "Газпромнефть-Аэро" с момента основания компании. Глобальный подход позволил компании создать крупнейшую (среди российских авиатопливных операторов) сеть присутствия за рубежом. Сегодня она охватывает более 280 аэропортов по всему миру. Заправка клиентов, в числе которых свыше 260 российских и зарубежных авиаперевозчиков, ведется в сотрудничестве с местными авиатопливными операторами.

"Наша компания применяет технологии, соответствующие самому высокому статусу уровня безопасности топливных операций IATA (Green). С 2008 года мы являемся стратегическим партнером этой международной ассоциации, активно участвуем в адаптации мировых стандартов авиатопливообеспечения не только в производственной деятельности компании, но и в целом в российской авиационной отрасли. Один их ярких примеров совместной работы – организация тренингов IATA для специалистов по авиатопливообеспечению. Наш авиатопливный комплекс в Новосибирске – одна из шести площадок в мире, где каждый год проводится такое обучение. В 2017 году при поддержке "Газпром нефти" впервые в России прошел международный авиатопливный форум IATA. А год назад наша компания также стала членом ассоциации JIG, крупнейшей международной организации по разработке стандартов в сфере авиатопливообеспечения".  

 

"Газпромнефть-Аэро" первой из российских компаний стала участником международной организации Joint Inspection Group (JIG), специализирующейся на разработке стандартов в сфере авиатопливообеспечения по всей логистической цепочке – от нефтеперерабатывающего завода до крыла самолета. Сегодня более 40% всего объема авиатоплива в мире реализуется по стандартам JIG. В ассоциацию входят крупнейшие нефтяные компании и поставщики топлива: Total, BP, Shell, CNAF, Eni, а также сервисные операторы по заправке самолетов. JIG осуществляет подготовку инспекторов и проводит аудит авиатопливной инфраструктуры аэропортов по международным стандартам.

На языке мировых стандартов: IATA, FDSG, XML

"Мы первыми в России начали внедрять цифровые международные стандарты. Уже несколько лет применяем юридически значимый электронный документооборот, охвачено более 85% партнеров. То же касается внутреннего и внешнего аудита, регистрации продаж на Санкт-Петербургской сырьевой бирже и т. д.", – отмечает Алена.

Через 10 лет "Газпромнефть-Аэро" планирует обеспечить эталонный уровень автоматизации на всех ТЗК, даже в самых дальних аэропортах страны и с небольшими объемами заправок.

"Технологии и системы должны прийти на помощь всем нашим коллегам, выполняющим большой объем важной и очень ответственной работы. Мы будем активно тиражировать наши цифровые проекты, ведь они буквально меняют мир авиатопливообеспечения. В идеале мы хотим вовлечь в проекты большинство участников рынка – не только авиакомпании и других наших партнеров: сторонние ТЗК и аэропорты, оказывающие хендлинговые услуги. Наше видение – это свод всех в одной цифровой точке для эффективного взаимодействия по процессам от начала до конца – от предварительного заказа услуг, их оплаты и получения до формирования отчетных документов. Быстро, точно и прозрачно", – рассказывает Алена.

Читайте также  Авиакомпания Hi Fly показала первый в мире "грузовой" Airbus A380

Специалисты "Газпромнефть-Аэро" входят в группу FDSG (Fuel Data Standards Group), которая занимается внедрением и совершенствованием XML-стандартов в авиатопливном бизнесе. Российский оператор не только применяет их в своей работе, но и оказывает экспертную поддержку по их внедрению другим участникам отечественного рынка.

"XML-стандарт предназначен для передачи и обмена информацией; это четко описанная структура, в которой зафиксирована последовательность тегов для обозначения каждого типа данных. Например, наименование авиакомпании (IATA четко установила, как именно оно будет передаваться: только буквами или вместе с цифрами) – это и есть стандарт", – рассказывает Алена.

Сегодня компания внедрила четыре XML-стандарта. Первый, Operational, предназначен для постановки задачи на заправку воздушного судна. Диспетчер ТЗК в своей системе видит строчку в расписании, выбирает в СУЗВС машину и нажимает кнопку "Назначить задание". Эта информация "складывается" в XML-файл и приходит на контроллер, обрабатывается и однозначно "понимается" системой: одни данные заносятся в расходный ордер, другие означают требуемый объем топлива и передаются водителю и так далее.

Второй стандарт, Transaction, предназначен для формирования электронных расходных ордеров. Третий, Invoice, применяется при электронном документообороте, коммерческом и бухгалтерском учете, что особенно актуально при работе с зарубежными авиакомпаниями. На данный момент в работу по XML-контрактам вовлечено уже около 66% поставщиков и около 40% иностранных авиакомпаний-нерезидентов, с которыми работает компания. Четвертый стандарт, Fuel tender, применяется для открытых тендерных процедур между авиакомпаниями и поставщиками топлива, сейчас он находится на этапе адаптации к особенностям российского рынка.

 

"Газпромнефть-Аэро" первой из российских компаний вошла в группу по разработке и стандартизации обмена данными в авиатопливообеспечении Международной ассоциации воздушного транспорта (Fuel Data Standards Group; IATA). В составе группы представители крупнейших авиакомпаний и поставщиков топлива. Международная команда экспертов отвечает за разработку и внедрение универсального цифрового формата (XML) для обмена информацией при организации авиатопливообеспечения на каждом ключевом этапе процесса заправки – от проведения тендера до выставления счета.

Команда и принципы в работе

"Для разных технологических проектов у нас сформированы разные команды, они – наша гордость. В зависимости от задач в них входят сотрудники "Газпромнефть-Аэро" и представители IT-компаний, команды производственных предприятий, которые непосредственно применяют разработки, – у нас огромная семья, без открытого диалога и поддержки внутри которой ничего бы не получилось, – уверена Алена. – Я горжусь проектами, которые мы реализуем. Особенно когда видишь, как работники применяют их на практике, как это упрощает и организует их работу, видишь их восхищение новыми технологиями! В моей работе важно быть вовлеченным, погружаться в процессы, чтобы сделать действительно качественный продукт, что-то полезное, удобное и эффективное.

Преодолевать стоп-факторы приходится постоянно, как внутренние в рамках компании и рынка, так и внешние – такие как пандемия, нужно держать себя в тонусе. Даже на дистанционной работе мы освоили множество интерактивных сервисов и приложений для взаимодействия с коллегами и партнерами. На практике определили для себя оптимальные инструменты и продолжаем их применять и сегодня. Конечно, в удаленной работе есть и плюсы, например экономия времени: вместо дороги в офис я выходила на пробежку – это отлично настраивает на рабочий лад! Но я очень люблю наш офис, видеть коллег и их улыбки, поэтому в будущем предпочту вернуться в прежний рабочий режим". Во время пандемии компания обеспечила очень надежную защиту своей команды, всех оперативно перевели на удаленную работу. Сейчас в офисе организованы все необходимые меры безопасности, включая трансфер на работу, регулярные тестирования и прочее.

Читайте также  Возобновляемое топливо в фокусе внимания

Развитие

"У меня очень много увлечений, в основном связанных с движением, оно отлично восполняет энергию: катание на коньках, плавание, танцы, бег. Важно следить за настроением, прислушиваться к своему эмоциональному состоянию, не допускать выгорания или физической перегрузки. Работать в "Газпромнефть-Аэро" очень здорово, – если ты хочешь развиваться и обучаться, компания тебе всегда поможет, предоставит все ресурсы. Обучение идет непрерывно, помимо дистанционных курсов есть возможность для обмена опытом и лучшими практиками с другими дочерними обществами "Газпром нефти" из кардинально других сфер – это помогает по-новому взглянуть на решаемую задачу. Работая c IT-проектами ты все время обучаешься. Когда создаешь что-то новое, приходится разбираться в каждой технической тонкости: ты уже немного и тестировщик, и разработчик. Погружаясь в специфику работы специалистов самых разных профилей, получаешь огромный багаж знаний и опыта".

Путь в профессию

"Я технарь, у меня всегда была тяга к информатике, математике, физике. Всегда есть желание наладить процесс, где бы я ни была и чем бы ни занималась. Я родилась в небольшом городке Нерюнгри, в Якутии. К окончанию школы вместе с семьей переехала в Новосибирск; училась в университете водного транспорта по специальности "информационные системы и технологии". После выпуска пришла на летнюю подработку в организацию, которая занимается бухгалтерским учетом по всей группе компаний "Газпром нефть", мне понравилось, и я осталась работать. Когда начала сотрудничать с "Газпромнефть-Аэро", влюбилась в авиацию, поняла, что хочу здесь работать. В нашей семье много разных профессий: шахтер, врач, учитель, но с авиацией никто не связан. И когда я что-то рассказываю об авиатопливообеспечении, родные очень интересуются моей работой. Я и сама каждый день восхищаюсь, когда узнаю что-то новое в своей сфере. Сейчас в Мурманске мне дважды довелось побывать в кабине пилота. От восторга я сразу позвонила маме, она мной очень гордится! Это фантастика, непередаваемые эмоции!"