IATA отодвинула сроки восстановления отрасли на 2024 год

Спрос на авиаперевозки вряд ли достигнет уровня 2019 г. вплоть до 2024 г., согласно пересмотренным прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Основанием для ухудшения прогноза ассоциация сочла "неожиданно слабую" реакцию рынка в июне на практически повсеместное возобновление авиасообщения.

"Хорошая новость в том, что мы наблюдали рост пассажиропотока во всем мире в июне, второй месяц подряд с апрельского минимума, — сказал главный экономист IATA Брайан Пирс в ходе вчерашнего брифинга. — Но плохая новость в том, что этот рост едва заметен. Он разочаровывающе и неожиданно слаб".

Слабое сдерживание темпов распространения вируса в США и развивающихся странах является ключевым фактором медленного восстановления спроса. Повышение индекса предпринимательской уверенности не всегда напрямую коррелирует с уровнем доверия потребителей, комментирует IATA показатели июня, отмечая, что на клиентскую базу авиаперевозчиков негативно влияет неуверенность в вопросах экономики, здоровья и занятости. Ассоциация, кроме того, вновь подчеркивает медленное восстановление спроса на деловые поездки, являющиеся жизненно важным сегментом рынка для сетевых перевозчиков, а также давление со стороны властей, требующих усиления карантинных мер по отношению к путешественникам из ряда стран, что создает дополнительные барьеры для восстановления отрасли.

Вследствие воздействия всех этих факторов совокупный пассажирооборот (измеряемый в пассажиро-километрах) сократился на 87% в июне по сравнению с июнем 2019 г., что существенно ниже прогнозов IATA. В результате прогноз по всему 2020 г. снижен до –63% к 2019 г. (ранее прогнозировалось снижение на 55%). В 2021 г. пассажирооборот прогнозируется на 36% ниже уровня 2019 г. Таким образом, этот показатель вряд ли вернется к докризисному уровню до 2024 г., считает Пирс, корректируя предыдущий прогноз восстановления к 2023 г.

Что касается количества перевезенных пассажиров, то ожидается, что восстановление предкризисного уровня трафика произойдет только в 2023 г., а не к 2022-му. Эта разница между темпами восстановления пассажирского трафика и пассажирооборота отражает существенно более медленное восстановление рынка дальнемагистральных путешествий, являющегося главным генератором прибыли для многих авиакомпаний.

Читайте также  Гражданская авиация: путь к восстановлению

Прогнозы основаны на достаточно оптимистичном предположении, что вакцина от коронавируса будет доступна во второй половине 2021 г. Существуют и риски дальнейшего ухудшения краткосрочного прогноза. IATA предупреждает, что авиакомпании опережающими темпами возобновляют свои полетные программы на фоне проседающего спроса, а значит, в августе вновь последуют отмены рейсов. По мнению Пирса, авиакомпании несут дополнительные серьезные затраты, выставляя избыточные провозные мощности слишком поспешно.

Рост в июне был обусловлен "нишевыми перевозками на внутренних рынках", в то время как международные авиасообщения "не показали ни малейших признаков улучшения", говорит Пирс. Одним из светлых пятен на карте стал внутренний рынок Китая, где объемы перевозок снизились "всего" на 36% в прошлом месяце к июню 2019 г.

Что касается международного сегмента, то авиаперевозки составили не более 2–4% от объемов июня 2019 г. Коэффициент загрузки остается низким: менее 40% на международных и порядка 63% на внутренних направлениях.

Несмотря на снижение цен на топливо, прибыльность перевозок вновь сократилась из-за растущих расходов, связанных с низкой интенсивностью полетов, увеличившимся разворотным временем, дополнительными тратами перевозчиков на обеспечение санитарных норм.